Церковь Святой Марии Капитолийской


Что мы знаем о Кельне? То есть, разумеется, все знают о Кельнском соборе — символе города, открытки с которым можно найти в любой сувенирной лавке по всей Германии. Но гораздо древнее Собора огромная Церковь Святой Марии Капитолийской — находящаяся на улице Мариенплац. Бывает и так — это улица, которая названа в честь площади — чего только в топонимике не бывает. От главного собора города совсем недалеко, но увидеть здесь туриста — дело почти небывалое.

Церковь одна из самых больших романских церквей Европы — и самая большая на севере Германии. Кельн славится именно романскими церквями, даже после бомбежек их тут сохранилась дюжина. И кирха Святой Марии Капитолийской самая впечатляющая из них. Именно в ней епископ совершал первую Рождественскую мессу — в знак почтения к древности и значимости храма. Здесь же находился пожарный колокол Кельна — «Бармглок». В эпоху господства римлян на небольшой возвышении возле Рейна был построен храм Юпитера, Юноны и Агриппиев — верховных божеств и обожествленных императоров. После захвата Кельна франками здесь развернулись драматические события падения и нового возвышения Карла Мартелла в борьбе с потомками Пипина Короткого — Пипиным средним, его женой Плектрудис и их детьми. После победы Мартелла семья Пипина была изгнана в Кельн и там в начале VIII века построила на развалинах Капитолийского храма церковь. К X-му веку сюда перебрался монастырь, раньше расположенный у церкви святого Андрея, расположенной неподалеку.

К XI-му веку церковь перестроили и расширили, к кораблю старой базилики пристроили крестообразное расширение, в XIII-ом появились готические черты в общей архитектуре, однако на сегодня их осталось не так много. Здание было сильно разрушено во время бомбардировок 1943-45 годов и при восстановлении решено было ориентироваться на состояние примерно 1150-го года. Хотя в нефе и ажурных оградах готические черты очевидны и сегодня.

Но не смотря на сильные повреждения, храм заслуживает внимания — и как образец романской архитектуры, и ради находящихся в нем реликвий. Тяжеловесная, мощная, приземленная — не похожая на ажурный Собор, она имеет своеобразную прелесть контраста, контрапункта. Конечно, можно в этом отношении рассматривать и Старого Мартина, и Святого Андрей — но Церковь Святой Марии Капитолийской производит большее впечатление, а ее непопулярность у туристов позволяет побродить в одиночестве по темным просторам огромного храма. И там есть уникальные экспонаты (или, скорее, реликвии).

Деревянная дверь церкви Святой Марии в Капитолии, выставленная в южном проходе, является одной из самых важных деревянных дверей в истории искусства . Он восходит к тому времени, когда церковь была завершена, около 1060 года и до 1930-х годов два дверных полотна закрывали портал Нордконче (почти 900 лет!) и до сих пор находятся в отличном состоянии На них даже видны остатки краски. На дверных полотнах изображено 26 барельефов со сценами из жизни Иисуса . Тип этой двери — деревянные двери раннего христианства, например, из Санта-Сабины в Риме или из Сант-Амброджо в Милане. В структуре обрамленных рельефов дверные полотна следуют традиции поздней античности . Левое крыло показывает детство Иисуса по Матфею , правое — страсти Иисуса и его воскресение.

В северо-восточной часовне Триконхов висит раздвоенный крест (Crucifixus dolorosus), выстота статуи Христа 150 см, работа датируется началом 14 века. Этот образ считается одним из самых выразительных распятий готики. Нельзя не отметить его большое сходство с деревянным распятием в Кьоджа, которое датируется примерно тем же временем и большинство искусствоведов сходятся на том, что происходит оно из Германии. Процесс так называемого «развоплощения», начавшийся в Страсбургском соборе, а до этого во Франции, произошел в Германии. Новый стиль готики порождал изображения, которые резко контрастировали как с изобилием пластических форм, так и с возможностями утонченной элегантности и красоты. Деревянное раздвоенное распятие изображает Христа в беспрецедентной форме, которая из-за своего уродства и жестокости делает невозможным любое «эстетическое наслаждение». Это выражение мистического благочестия, которое около и после 1300 года (эпохой «Черной смерти» так ярко описанной у Боккаччо) охватило многих людей, горячо погрузившихся в Страсти Христовы, чтобы полностью понять и испытать страдания Сына Человеческого. Эта волна крайне «человеческой» религиозности привела к изобретению образа Pietà, «Оплакивания», тело Христа на «коленях Марии», с одинаковым акцентом на жестокость, уродство и боль.

Леттнер (ширма) эпохи Возрождения стояла на границе между нефом и западным зданием с 18 века до 1980-х годов. После ремонта в 1985 году он был возвращен на свое примерно первоначальное место перед западными опорами перехода и установлен на один метр выше. Эта ширма — самое раннее произведение искусства Кельна в стиле эпохи Возрождения. Он был создан в 1517-1523 гг. от имени пяти кельнских патрицианских семей в Мехелене . Однако при размещении заказа не было учтено то, что мера длинны сильно различалась от региона к региону. Это сделало леттнер значительно больше, чем предполагалось. Сегодня на нем расположен орган. Архитектурное сооружение выполнено из черного мрамора , скульптура и скульптурные украшения сделаны из белого известняка . Художник назван мастером-строителем Конрадом Куене ван дер Халленом . Здесь также на медальонах изображены сцены из истории юности Христа и сцены из Ветхого и Нового Заветов . Статуи изображают святых и пророков. Декоративные части уже демонстрируют чистые формы эпохи Возрождения , а рельефы напоминают декорации из резных алтарей поздней готики. Фигуры все еще определяются позднеготическим каноном форм. Но уже проявляется определенная жизнерадостность, акцент на гражданских достоинствах в великолепных шлемах и явная отсылка к древним формам. Примечательно, что эта ширма была подарена не церковной группой, а богатой кельнской семьей Хакени, которая в целом внесла большой вклад в историю искусства Кельна.

Большой интерес также представляют могильная плита св. Плектрудис, выполненная в середине XII-го века в византийской манере, Мадонна Лимбург (13 век) — деревянная скульптура Верхнего Рейна из монастыря Лимбург-ан-дер-Хардт, крытый алтарь, который приписывают Хансу фон Аахен, есть еще целый ряд любопытных работ в сокровищнице церкви. Особо стоит отметить висящие в южном проходе кости гренландского кита ледникового периода. Кости были обнаружены много веков назад во время строительных работ и вывешены на цепочке над исповедальней . В Кельне он известен как «Zint Märjensrepp» («Ребро Святой Марии»).

В хоре церкви стоит статуя Девы Марии. Легенда гласит, что мальчик по имени Герман Иосиф каждый день молился перед образом Марии и предлагал ему яблоко. Однажды статуя благодарно улыбнулась мальчику. Другая версия сообщает, что статуя в знак благодарности дала мальчику убежище, где он каждый день находил небольшой мешочек с деньгами на школьные расходы . Напоминанием об этом и по сей день служат свежие яблоки, ежедневно лежащие перед рельефом.

В истории Кельна церковь славна еще тем, что 21 ноября 1371 года совет сообщил гражданам, что еще не пойманным осужденным ткачам, участвовавшим в кровопролитном Восстания Кельнских ткачей разрешено беспрепятственно покинуть город, пока звонят колокола Святой Марии в Капитолии. И колокола звонили до тех пор, пока город не покинул последний укрывавшийся участник восстания. Милость так себе — изгнанникам было навечно запрещено возвращаться в город, но быть заточенным в городской башне или обезглавленным на маркте — еще хуже.

[Всего голосов: 3 Средняя оценка: 5]