Пресвятая Богородица Звезда Морей


Маастрихт. Базилика Вознесения Девы Марии (Basiliek van Onze-Lieve-Vrouw-Tenhemelopneming) — даже на церковь не очень-то похожа. Скорее, напоминает о расположенных неподалеку укреплениях, под которыми сложил голову неугомонный д’Артаньян. Здание не то, что внушительное, отчасти даже пугающее — нигде подобной не видел. Неудивительно, что она входит в число 100 лучших зданий Голландии и является национальным памятником.

О ее возрасте мало что известно — то ли старейшая в Голландии, то ли вторая, документы до XII-го века утеряны. Но судя по архитектуре она восходит веку к V-VI, и то ли была кафедральным собором, то ли замковой церковью. Нынешнее здание датируется XI-XII веками, причем каменная кладка его выполнена из остатков римской крепости , построенной на этом месте в 333-м году. Так что здание дважды романское — и по архитектуре и по материалам.

Церковь с 1100-го года служила центром местного капитула (совета при епископе), состоявшего из 12 канонников, позже их число выросло до 18. Это была такая синекура для младших сыновей богатых семей Маастрихта и Льежа. Руководил ими ректор (часто именно он занимал потом епископский престол), а работу по хозяйству делали нанятые капелланы. Всего возле храма паслось под сотню священников и мирян. В XIV-ом веке в церкви было 33 алтаря — можно представить себе доходы местного клира от частных месс. Кстати, в церкви не было привычных для католических храмов скамей — верующие стояли, прям как на Востоке принято. Сейчас скамьи поставили, но это явный новодел.

К сожалению мы не успели попасть в сокровищницу храма — жаль, там, судя по статьям в путеводителях, есть на что посмотреть. Но само здание заслуживает того, чтобы посетить его хотя бы ненадолго. Темное (освещено до сих пор только свечами), довольно мрачное — внешность тут не обманчива. Оно мало изменилось с 11-го века, разве что потолкам в 15-ом веке, по моде того времени, придали готические черты.

Церковь почти не затронуло иконоборческое движение 16-го века, а вот Наполеон не пощадил. В 1794-ом году Маастрихт попал под власть Франции. Спустя некоторое время капитул был упразднен, а в храме был и военный склад, и казарма — короче говоря, содержимое обрело наконец гармонию с формой 🙂 — зловещий и воинственный вид церкви сыграл с ней дурную шутку. Любопытно, что и после обретения Нидерландами независимости голландские власти еще 20 лет использовали здание в военных целях. Лишь в 1837-ом году церков была выкуплена у государства и вновь стала приходом.

С 1882-го по 1916-й года шла большая реставрация церкви. В основном она заключалась в очищении от барочных, неоклассических и частично готических элементов и возвращении романской простоты и суровости. Любопытно, что реставрацию не прервала даже I-я Мировая война.

В 1933-м году Пий XI-й даровал храму статус Малой Базилики — их, впрочем, по миру полно. Но все-таки поднимать папский флаг и носить папский герб в церкви — это приятно 🙂

Главной достопримечательностью и самой почитаемой святыней в соборе считается Мария Звезда Морей. Статуя, вероятно, немецкая, датируется началом пятнадцатого века. Он принадлежит к типу Schöne Madonnen , статуй, характеризующихся неформальным, милым внешним видом и изогнутой формой, которая называется hanchement (или менее тонко: «сломанное бедро»). В этой традиции Мария изображается молодой матерью, играющей с младенцем Иисусом . Ваза с серебряной лилией, которую Морская Звезда несет в правой руке, изначально была грушей, к которой Младенец нетерпеливо протянул руку. Вероятно, этот атрибут был удален в то время, когда такая игривость считалась слишком легкомысленной.

На протяжении веков статуя была одета в широкий конический плащ по образцу Южной Европы. Поскольку обнаженному младенцу Иисусу также дали плащ, ему пришлось отрезать руку. Цвет плащей меняется в зависимости от церковного сезона . Старый синий плащ носят круглый год; новый синий плащ 1951 года, расшитый Сестрами Бедного Младенца Иисуса , предназначен для торжественных праздников. Красный плащ предназначен для пасхального сезона и более низких праздников. Во время Великого Поста и Адвента изображение не носит плаща; затем закрываются и боковые панели.

В церкви Младших братьев статуя стала центром оживленного народного поклонения , вероятно, уже в первой четверти 16 века. По сообщениям, это произошло после чудесных исцелений и ответов на молитвы . В 1578 году францисканцы были изгнаны из города восставшими протестантами. Статуя была доставлена ​​в безопасное место в доме мельника Яна ван Кёлена в Looierspoort . Вскоре он переезжает в монастырь Ньивенхоф , откуда его переводят в более безопасный Сант-Питер . После захвата Маастрихта  Александром Фарнезе, начинается перекатолизация, и начинается золотой век францисканцев и их преданности Марии. Монастырь становится настоящим местом паломничества, особенно после чудесных исцелений и четырех полных индульгенций (в 1607, 1614, 1628 и 1646 годах). Тысячи людей принимают участие в ежегодном шествии со Звездой моря в Пасхальный понедельник.

В 1624 году в Стерре-дер-Зикапеле был установлен красивый алтарь в стиле барокко, на котором была установлена ​​статуя. Этот алтарь позже оказался в часовне монастыря Ньювенхоф. Некоторые изображения сохранились и теперь являются частью художественной инсталляции в RHCL , именно в том месте, для которого они когда-то предназначались.

Этот первый период процветания закончился изгнанием братьев Младших из города в 1639 году. Это произошло после так называемой Маастрихтской измены (1638) , в которой монах Винк, как говорят, шпионил в пользу испанцев .

После этого статуя довольно долго странствовала по разным церквям и монастырям, пока не вернулась обратно, уже в 1837-ом, когда базилика Вознесения Девы Марии вновь обрела статус храма. С тех пор там она и находится.

Поклонение Стерре дер Зи процветало в начале 20 века, в основном благодаря пастору Питу Джейкобсу (1850-1930). Ряд мер, предпринятых под его пастырством, в значительной степени способствовал почитанию Марии Морской Звезды. К ним относятся: перемещение статуи в часовню Мероде, в том числе оснащение часовни неоготическим алтарем и мозаичным полом (1903-06), восстановление Пасхальной и Большой процессий Девы Марии (1904), слияние два Марианских братства (1906 г.), изготовление новой приходской печати с изображением Морской Звезды (1907 г.), появление Молитвы Морской Звезде (1908 г.), предоставление полного отпущения грехов (1908 г.), утверждение иконографии изображения (1912 г.), папская коронация изображения (1912 г.), организация Марианского конгресса (1912 г.) и публикация ряда песен Стерре дер Зи (с 1912 г.).  Даже после Второй мировой войны почитание оставалась столь же широким, как и прежде, отчасти благодаря ее продвижению епископом Лемменсом , великим поклонником Мариан. В 1950-55 он провел серию паломнических поездок, в котором статуя Sterre дер Зи (или ее копии) посетили все приходы в епархии Рурмонда.

С 1960-х годов, в результате роста секуляризма и секуляризации, «богатая жизнь католицизма» постепенно закончилась . Хотя почитание Sterre der Zee также снизилась, о чем можно судить по сокращению участия в процессиях и молитвах, традиционная «горящая свеча» в Sterre der Zeekapel остается такой же популярной, как и прежде. Да и сама процессия является и сейчас саммы популярным в Маастрихте местным религиозным праздником.

Дважды в год статуе уделяется повышенное внимание, когда ее несут с собой в приветствии и малой церемонии (большая процессия или процессия Святого Серватия и малая процессия или процессия в пасхальный понедельник). Во время семилетней процессии святилища статую дважды переносят по так называемому круговому перекрестку . Во время этих длительных поездок за пределы церкви используются большие носилки для процессии , на которых надежно закреплена статуя, покрытая белым штофом.и украшенная цветами. Носилки перемещают две группы по двенадцать носильщиков, членов Гильдии носильщиков Стерре дер Зи. Гильдия носильщиков также принимает участие в шествиях в других районах Маастрихта, таких как Синт-Питер , Вик , Амби , Шарн и Хир . Для более коротких процессий, таких как молитвенная дорога и процессия входа в церковь в дни праздников (Марии) (включая Сретение , Благовещение , Успение и Непорочную Марию ), используются меньшие носилки, для них требуется только четыре носильщика. С 2005 года литургический праздник Звезды Морей отмечается в епархии Рурмонд 10-го октября (в тот день в 1837 году статуя была вновь перенесена в церковь Богоматери) . Тогда также проходит и «великий молитвенный путь».

[Всего голосов: 3 Средняя оценка: 4.7]