Форли всегда был городом на вторых ролях — хотя и настолько важных, что, как любая маргиналия, он способен показать целое более выпукло, чем прославленная на весь мир и многократно разъясненная достопримечательность. И Аббатство Сан-Меркуриале здесь не исключение — редко когда звезды столь удачно сходятся в одном месте.
Это не думский собор — Санто-Кроче построен гораздо позже. А Сан-Меркуриале построен в XII-ом веке и с 1180-го года практически не менялся. То есть на этом месте церковь существовала с VI-го века н.э., но, цитирую по википедии (которой можно не верить никогда, но смысла врать в данном случае как-бы не просматривается) «Современное здание было построено в 1180 году в ломбардо-романском стиле вместе с кирпичной кампанилой (колокольней). Последняя, высотой 75 м, является одной из самых высоких в Италии. В XIII веке она считалась одним из чудес Итальянского королевства». Если честно, то сейчас это одно из чудес Италии — поскольку речь не о руинах или остатках древней кладки в разной степени сохранности, а о соборе, который абсолютно не изменился за 840 без малого лет. То есть конечно внутри что-то менялось, появлялись новые картины, фрески, хоры — но само здание, за исключение немного измененной апсиды, дошло до нас в первозданном виде. И невероятная колокольня — она и сейчас поражает не столько грандиозностью, сколько гармоничностью. И, кстати, тем, что не наклонилась ни на градус. В храме замечательных произведений искусства хватит на небольшой музей в Италии (и на большой в других местностях), самое известное — гробница Барбары Манфреди, молодой жены Пино III Орделаффи, властителя Форли. Она была высечена мастером Франческо ди Симоне Феруччи из Фьезоле. Когда-то она находилась в церкви Сан-Бьяджо, которая была разрушена в ходе Второй мировой войны. Так что гробница просто переехала сюда достаточно недавно. Орделаффи были семьей довольно известной. То есть не с хорошей сторны, по большей части, но в известности им не откажешь. Кондотьеры, грабители и захватчики, «зеленые лапы»которых упоминает Данте в Божественной комедии, отличались размахом во всем. Пино III-й, к слову, был женат трижды. Двух своих жен он отравил (включая и Барбару, надгробие которой можно видеть в аббатстве сегодня). Хотя, в его защиту можно сказать лишь то, что Барбара сама пыталась до этого отравить мужа, а умерла от яда в объятиях любовника. Между этими матримониальными заботами Пино III-й отравил свою мать и заодно тещу. Но вот с третьей женой — Лукрецией Пико делла Мирандола — ему не повезло, та сама отравила его. Наследником стал последний в роду Орделаффи, владевший Форли — Синибальдо — власть у которого отобрала чета Джироламо Риарио и Екатерины Сфорца — но об их правлении я уже написал в другой заметке.
Кроме надгробия собор украшают работы Якопо Бьянки, несколько картин Марко Пальмеццано, фрески Антонио Темпеста, Доменико Пассиньяно, Лодовико Карди, Бальдассаре Каррари, Санти ди Тито и Франческо Менцокки. Все авторы не столь известные, как Леонардо или Тициан, но первоклассные.