Баварская Италия


Поскольку мы летом уже несколько лет ездим машине из Мюнхена в Равенну, то вспомнились многочисленные связи культуры Баварии и Италии. Вплодь до прямых заимствований целых архитектурных памятников и ансамблей (как Зал полководцев (Feldherrnhalle) на Одеонплац является точной копией Лоджии Ланци во Флоренции).
Да вся Одеонплац — дань любви Виттельсбахов к итальянской архитектуре. Начало всему положила в XVII-ом веке церковь Святого Каэтана (Theatinerkirche) — фамильная усыпальница курфюстов Баварии, сменившая в этой роли готическую Фрауенкирхе. Это была первая барочная постройка в итальянском стиле севернее Альп, построенная болонским архитектором Агостино Барелли и (после его отставки) итальянцем Энрико Цукалли.
Дворец Лихтенберг и похожий на него концертный зал Одеон, построенные Лео фон Кленце (автор Нового Эрмитажа в Петербурге основную часть работы выполнил в Баварии) во многом копируют Палаццо Фарнезе в Риме. Вообще, Кленце прекрасно имитировал стиль итальянского Ренессанса и античной Греции — оформленная им Каронинерплац с Глиптотекой и Пропилеями неподалеку от построенной им же Старой Пинакотеки — одна из визитных карточек Мюнхена.
Не все знают, что знаменитый кабанчик с Кауфингерштрассе и его двойник в Борстае являются копией «Флорентийского Кабанчика» — фонтана в центре Флоренции. Хотя здесь трудно упрекать баварцев в плагиате — флорентийский оригинал сам является копией римской скульптуры, та же копирует греческий бронзовый оригинал…
Идущая от Одеонплац Людвигштрассе вся построена в итальянском стиле — университет, библиотека, галереи парка вокруг Резиденции. Даже имитация лепнины на фасадах Резиденции следуют итальянским образцам.
В ренесансном духе решено и здание Баварского Ландтага (Максимилианеум). Потрясающее впечатление производят легкие галереи Старого монетного Двора неполдалеку от АлтерХоф.
Фонтаны Мюнхена — начиная от фонтана Виттельсбахов возле Променада и заканчивая камерными фонтанами Резиденции чаще всего имеют в основе античные или ренессансные оригиналы.
Полностью в итальянском стиле создана и жемчужина Мюнхена — парк Нимфенбург (дворец был построен по проекту того же Агностино Барелли, интерьеры созданы при участии Джованни Николо Петри, Джованни Вискарди и других итальянских мастеров).
С именем Вискарди (учеником Энрико Цукатти) вообще связано множество построек Мюнхена — от Резиденции и Бюргерзала до церкви Троицы на Ленбахплац и аббатсва Шефтлан, особенно славятся его росписи в монастыре Фюртенфельд. Он же работал в Аугбурге, Фрайзинге, Меринге — очень плодовитый худохник, оставивший огромный след в культуре Баварии.
Интересный период итальянского влияния в Мюнхене — это югенштиль, особенно хорошо видно влияние Ренессанса в облике Виллы Штук и Ленбаххауса.
И, наконец, транспорт — после немецких марок самые популярные в Баварии, несомненно, итальянские. Фиаты и Альфа-Ромео, Лянчи и бесчисленные Веспы и Пьяджио (другие мотороллеры в Мюнхене в подавляющем меньшинстве).
Вообще, любовь немцев к Италии носит прямо-таки маниакальный характер. Наверное, ни к одной культуре в Германии нет такого отношения — при всей разнице национальных характеров и истории. После традиционных баварских ресторанов самые популярные и многочисленные кафе в Мюнхене — пиццерии.
Итальянские кабриолеты и бутики, копии итальянских скульптур и фонтанов, любовь к карнавалам и парадам — немцы все это любят основательно, внося в апенинский хаос нордическую страсть к порядку. Эта причесанная и отмытая Италия словно статуэтка в будуаре украшает суровую готику. А сами бюргеры летом садятся на свои мерседесы и фолькцвагены и миллионами устремляются на Адриатику — поближе к оригиналам столь милых их сердцу итальянских копий. В июне и мы последуем их путем (поэтому сняли отель под Равенной, насиженный как раз туристами из Германии — соотечественники предпочитают Римини).

[Всего голосов: 4 Средняя оценка: 5]