Существует занятная легенда о создании собора. Строитель собора, Йорг фон Хальсбах, по прзвищу Гангсхофер, по преданию заключил пакт с дьяволом, что тот поможет построить собор, но за это заберет душу первого прихожанина. Понятное дело, что нечистого кинули. Йорг придрался к тому, что в храме нет ни одного окна. Разумеется, окна в соборе есть, но дьявол не мог пройти внутрь, а от входа ни одного окна не видно. Поэтому рассерженный черь топнул ногой так, что оставил след на каменной плите пола. Говорят, что в районе пятки след углублен, поскольку в сапогах у черта были копыта, другая версия — это шпора. В общем — та еще легенда, но след упорно демонстрируют туристам и история его, напечатанная на нескольких языках, лежит на стойках недалеко от входа. Хотя существует еще несколько версий той же легенды, или черт сам хотел построить храм без окон, чтобы народ испугался и не ходил на службу, а архитектор обманул его, или по договору окон быть не могло, а Йорг оставил небольшой отверстие в кровле, куда и испарился нечистый. «Запутанная история», как говорил Ватсон.
След дьяволаДля любопытствующих — вот фотография «чертова следа». Однако, кроме этого в соборе есть на что посмотреть.Прежде всего — на его внешний вид. Это характерная для Германии кирпичная готика (скажем, можно полюбоваться в Ландсхуте на знаменитый собор Святого Мартина с самой высокой в мире кирпичной колокольней). Но тут она выглядит особенно грандиозно. Две гигантские колокольни увенчаны куполами, больше напоминающими не о западноевропейском средневековье, а о Византии. «Вельшские чепцы», как называют купола колоколен, считаются предвестниками Ренесанса, они построены не раньше 1525 года, в эпоху заката готики. Хотя в южной части Баварии луковки и купола над кирхами не редкость. Башни имеют в высоту около 100 метров,точнее 98,57м и 98.45м. Высота башеньотличается не сильно, но обычно туристам называют цифру 1 метр.. Подобное же решение мы видели в Ингольштадте — там тоже домский собор с двумя колокольнями различной высоты. На референдуме 2004 года было решено не строить в Мюнхене дома выше колокоен Фрауенкирхе. Хотя там и так основная застройка в 3-5 этажей, даже в районах новостроек. Но предосторожность не помешает, если вспомнить, что творят российские застройщики. Нам бы тоже провести парочку референдумов по вопросам градостроительного искусства. Любопытно, что архитектора выбрали именно из-за того, что он был мастером кирпичной стройки, неподалеку от Мюнхена нет подходящих каменоломен и в целях экономии строить огромный собор решили из кирпича. Этот собор — практически предтеча Реформации, финансировался он на средства, вырученные от продажи индульгенций, что послужило одним из мотивов бунта Лютера в 1517 году.
Могильные плиты на фасадеВход в соборГробница Людвига IV Баварского из черного мрамораСтолб северной башин является центром всех земельных замеров Баварии, скажем, как Главпочтамт в Петербурге — точкой отсчета для всех дорог вокруг города. Тут же самые старые усыпальницы Виттельсбахов — по хорами собора. Собственно, собор и задумывался как монументальная усыпальница семьи Виттельсбахов, и, до постройки Театинеркирхе спустя полтора столетия, члены монаршей семьи хоронились именно здесь. После бомбардировок союзников уцелели только отдельные элементы внутреннего убранства храма, гробница Людвига IV Баварского из черного мрамора, аларь св. Андрея, монументальные напольные часы, хоры начала XVI-го века, часть картин. Поэтому храм выглядит намного менее помпезным, чем большинство католических барочных соборов, больше похож на протестанские церкви. Это, в каком-то смысле, к лучшему — детали не отвлекают от потрясающих внутренних пропорций строения, можно разглядеть конструктивные особенности храма.
Архитектор Гангсхофер умер в год завершения строительства и похоронен тоже во Фрауенкирхе под северной башней.
Кстати, гробница Людвига IV представляет собой так называемый ксенотаф — гробницу без захоронения. Людвиг IV похоронил свою супругу в церкви предшественнице Фрауенкирхи, а в1347 году и он был похоронен там же. Их останки перенесены и похоронены в склепе в алтарной части Фрауенкирхи, а гробница создана мастером Хансом Крумпером .в 1620году несколько раз передвигалась и ,наконец, еашла свое место недалеко от входа в собор. Она является лучшей работой мюнхенских мастеров в стиле поздней готики.
Раньше собор окружало кладбище. в 1800 году оно было окончательно закрыто, плиты с эпитафиями, зпкрепленные на стенах собора — напоминают о нем.