Любопытно, что этот гигантский собор — один из самых больших в мире, вовсе не является кафедральным для Болоньи.
Незавершенный мраморный фасад (что в Италии не редкость, кое где он не был даже начат, как в Фаенце, но и знаменитый Темпио Малатестиано в Римини так же стоит не до конца отделанный) и грубый камень над ним придают храму вид угрожающей аллегории Церкви — покрытой порфиром, но покоящейся на камне. Впрочем, и имя ее небесного покровителя — святого Петрония (о нем мы упоминали в связи с храмовым комплексом Сан-Стефано) итдет от слова «камень» — так что облик вполне соотвествует имени. Храм был заложен в 1390-ом году, для Готики поздно, для Возрождения рано. Первоначально храм был задуман еще более грандиозным: 224 метров в длину. Однако смогли создать лишь сооружение 132 метров длиной, 66 — шириной, высотой 45 метров без трансепта и без первоначальной формы латинского креста. Но и таком виде базилика производит мощное впечатление. Существует предание, что размеры базилики оказались настолько больше собора Святого Петра в Ватикане, что лично папа Пий IV запретил строить по начальному плану Антонио ди Винченцо и сократил масштабы храма. Что, в принципе, неплох, и так под строительство центр города был основательно расчищен, снесли 8 церквей несколько башен, из числа тех, что столь любимы были знатными горожанами в Средние века. Строительство велось крайне медленно (в том числе и из-за повального воровства средств), так и не был возведен запланированный Антонио ди Винченцо купол (и это нередко случалось, а, с другой стороны — зачем готическому храму купол?). Собор стал самым поздним великим готическим храмом Италии, причем прекратили его строительство лишь в 1663 году. Именнопрекратили, деньги и желание кончились, жители посмотрели на собор и решили: «Баста»! Надо сказать, что основания у них были веские. Во-первых и так получилось неплохо. Во-вторых, Церковь стройку не финансировала, собор был собственностю города. Церкви его отдал лишь Муссолини в 1929-ом году, когда ему с Ватиканом позарез нужен был мир и дружба. Зато именно в этом соборе Карл V был коронован Климентом VII-м в Императоры в 1530-ом году. И правда — не в разграбленном же Карлом Ватикане было проводить обряд.
Собор, разумеется, интересен не только масштабами и историей. Прекрасные скульптуры на фасаде и в алтаре принадлежат резцу Якопо делла Кверче, одного из величайших мастеров раннего Возрождения, соперника Донателло, во многом вдохновившего Микеланджело. Сохранился здесь и старейший в мире действующий орган работы мастера Лоренцо ди Прато.
Астрономическое чудо собора — мередиан Джованни Доменико Кассини. В 1655-ом году, незадолго до завершения строительства собора, он создал из латуни солнечные часы, ориентированные строго по меридиану и выполненные с соблюдение пропорций — длина латунной полосы — 67, 72 метра, ровно 1:600 000 от длины земного меридиана, на нем обозначены созвездия Зодиака, специальное отверстие в кровле позволяет солнечному лучу отмечать на меридиане день и месяц.
Вход с собор бесплатный, правда, для посещения смотровой площадки на колокольне и еще одной капеллы — где хранится фреска «Ад» Джовани ди Модена. Надо сказать, что фреска вызывает у нынешних исламистов большой соблазн уничтожить собор, они не раз грозились это сделать. В аду, как и написано у Данте, горит пророк Мухамед. Поэтому в храме полно охраны. И еще — съемка в соборе платная (не слишком дорогая, но не стоит забывать наклеить стикер с разрешением на видное место одежды — охрана и за этим следит). И во время богослужений туристам в храме не слишком рады, особенно в шортах и мини-юбках, в остальное время дресс-код вроде бы не действует, но стоит учесть это, когда соберетесь летом посетить Сан-Петронио. Поскольку летом в Болонье 40 градусов в тени отнюдь не предел.
В соборе есть и небольшой музей-реликварий, там тоже можно снимать, но лучше знать итальянский, чтобы понимать подписи к многочисленным мощам и святыням.