В Баварии любят животных. Здесь один из лучших в Европе и мире зоопарков, животные не боятся людей, белки, птицы, ежи и косули живут посреди города, совершенно ручные. Но есть еще один аспект — это местные «тотемные» животные городов. Почему и как они приобрели этот статус в большинстве случаев известно, но интересно, как они обыгрываются в городском пейзаже, с какой фантазией их используют бюргеры. Я не претендую на полноту описания, скорее речь идет о беглой экскурсии по персонажам тотемного бестиария Баварии.
Итак — Мюнхен. Это, разумеется, лев. Поскольку основан город в 1158 году именно князем Генрихом Львом. Львы в Мюнхене повсюду — они вполне могут составить конкуренцию монашку с пивной кружкой, официальному гербу города. Зато лев фигурирует на гербе Верхней Баварии. Возле резиденции Виттельсбахов стоят фигуры львов, которые, по местному поверью, приносят удачу, если прикоснуться — оттого выступающие части блестят отполированной многочисленными прикосновениями бронзой. Даже в традиционную колесницу на Воротах Победы (не очень понятно, кого над кем) запрягли не коней, а четверку львов. Львов используют и в качестве декоративных скамеек, в качестве рекламы пивных. Да и Левенбрау — не самый любимый у меня, но старый и традиционный для Мюнхена сорт пива.
В Аугсбурге (хотя это и Швабия, но территориально на сегодня принадлежит Баварии) таким животным является, как ни странно, носорог. Связано это с любопытной историей — в начале XVI-го века в Европу впервые привозят живого носорога. Животное вызывает бешеный интерес, Альбрехт Дюрер создал знаменитую гравюру Носорог, на которой животное предстало в угрожающе-фантастическом облике. Но в то же время в Аугсбурге Ганс Бургмайр делает свой вариант изображения носорога. Его гравюра гораздо точнее, вероятно, он действительно видел носорога, в отличии от Дюрера, рисовавшего по описанию. Но работа Бургмайра не приобрела такой популярности, как гравюра Дюрера. Однако, жители Аугсбурга помнят о художнике, и не так давно запустили в городе проект «Носорог» (вызвавший протесты защитников животных и поддержку горожан). В местном зоопарке живет пара широкоротых носорогов, привезенных из южной Африки. А на улицах — раскрашенные в немыслимые цвета носороги, иногда целыми стадами.
С Фрайзингом все несколько проще — медведь также изображен на гербе, история, которая с ним связана восходит к самой ранней истории города. По одной версии святой Корбиниан, основатель монастыря во Фрайзинге, шел в Рим, по дороге его лошадь была загрызена медведем. Не долго думая, этот средневековый Куклачев навьючил медведя и отправился в Рим. По прибытии медведя отпустил обратно в Баварию, а за медведем и папа отправил его во Фрайзинг к герцогу Гримоальду. По другой версии, Корбиниан шел в Рим не просто с папой повидаться и себя показать, а испросить разрешения на круглогодичное употребление пива монахами. Разрешение он получил, причем по дороге пиво прокисло, и папа, отведав, заявил будто бы, что эту гадость пускай пьют когда хотят. Так что медведь был навьючен не абы чем, а бочонками с пивом. Медведи с тех пор обосновались не только на гербе Фрайзинга (и нынешнего понтифика Бенидиктоа XVI-го тоже, кстати), но и на улицах Фразинга в неимоверных количествах и всевозможного вида. От каменных, неподалеку от Мариенплац, до частных, домашних скульптур. Не так давно местные власти раздали художникам множество пластиковых медведей, которых те раскрасили по мере сил и фантазии. Некоторые использовали медведей в качестве рекламного носителя.
Ульм — еще один Швабский город, к тому же расположенный сейчас в Баден-Вюрстенбурге. Но граница между двумя землями проходит по Дунаю, на котором стоит город, отчего можно рассматривать его как родственную Баварии территорию. К тому же, на Ульм распространяется действие Байерн Тикет, так что в транспортном отношении это еще как бы Бавария. На другой стороне реки Нео-Ульм, город-близнец Ульма, и он уже в Баварии. Тут повсюду царят воробьи. Предание, связанное с этим, достойно шванков (думается, оттуда оно и перекочевало) или мудрости Шильдбюргеров. Якобы, в окруженном в средние века высокими и толстыми стенами городе, жители решили возвести новую ратушу. Нагрузили телеги поперек длинномерными бревнами и поехали в ворота. Но ворота оказались слишком узкими, телеги застряли. Так бы несчастные швабы и стояли до сих пор со своими телегами, если бы не воробей. Он как раз строил гнездо в узкой выемке городской стены, и длинные соломинки просовывал не поперек щели, а проталкивал вдоль. Пораженные гениальностью этого инженерного решения жители поставили воробью памятник в ульмском соборе, и переложили бревна на телегах вдоль хода — после чего ратушу благополучно построили. Самый знаменитый соотечественник воробья, уроженец Ульма Альберт Эйнштейн, не удостоен таких почестей. И сейчас по всему городу множество воробьев — жители говорят, что если суметь за час насчитать 20 штук, то потом будешь счастлив всю жизнь. Кстати, на примере Ульма можно понять, каким образом происходит наполнение городов фигурками животных Дело в том, что реставрация и содержание Мюнстера — дело дорогое, а за вход в собор деньги брать невозможно. Поэтому в 2001 году городское правительство решило провести благотворительный аукцион. На нем было проданно 270 изображений воробья с соломинкой в клюве, причем ценник в итоге подняли достаточно высоко. Так что, если перед магазином или домом установлен подобный воробей — то хозяин настоящий патриот Ульма, отдавший на реставрацию собора приличную сумму.
В Хершинге, небольшом курортном городе на берегу Амерзее, ласточка на гербе постепенно перекочевала и в город. Причем тут можно увидеть не только изображения ласточек, но и живут они рядом с людьми, совершенно никого не опасаясь. Немного не хватает средневековой легенды — все же ласточка попала на герб благодаря близости озера, где их обитает великое множество. Так что тут нет пока такого изобилия, как в Ульме или Фрайзинге, но потенциал таких аукционов практически безграничен. И если местный бургомистр задумает ремонт городского собора или древнего замка графов Андекс Mühlfeld, то нашествия уже художественно оформленных ласточек городу не избежать.
Именно так произошло с Гармиш-Партенкирхеном, оккупированном коровами. Буквально — коров тут не меньше, чем медведей во Фрайзинге и только размеры городка не позволяют соревноваться с Ульмом. Все же корова не воробей, если их под 300 штук по Гармиш-Партенкирхену расставить, то люди не смогут передвигаться по улицам. Откуда они тут появились мне так и не удалось выяснить, но расписаны и расположены они с большой выдумкой. Над греческим рестораном корова поселилась на балконе дома, раскраска местных буренок самая радикальная — кислотные цвета и занятные сюжеты, даже целые сценки из сельской жизни и пейзажи. Думается, что корова выбрана в качестве символа, так как тут лучшие в Европе пастбища (хотя Альгой может и оспорить это, да и окрестности Кенигзее тоже). Но жители Гармиша, вероятно, думают именно так.
Разумеется, это не исчерпывающий рассказ о животных-тотемах городов Баварии. Но хотя бы общее представление получить можно, чтобы уже самостоятельно узнать о других аспектах городской архитектурной зоологии юга Германии.