Николо-Вяжищский ставропигиальный монастырь


Монастырь был основан в конце XIV века тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В 1920г. монастырь был закрыт. В 1989г. обитель была возвращена Церкви, 11 сентября совершена первая Литургия. В 1995г. монастырь возведен в статус ставропигиального (находящегося под непосредственным управлением Патриарха).
Монастырь был основан в конце XIV века тремя благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. В 1411г. на месте явления чудотворного образа свт. Николая был построен храм в его честь, а в 1419г. – надвратный храм прп. Антония Великого.
В обители положил начало иноческих подвигов будущий свт. Евфимий, архиепископ Новгородский. В 1438г. он заменил деревянную Никольскую церковь на каменную, в 1457г. построил и расписал каменную церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова с теплой трапезной и многими монастырскими службами. По его завещанию был погребен в этой обители.
В XVII-XVIII веках монастырю покровительствовали Московские государи. К этому времени относится возведение в обители архитектурного комплекса, украшенного изразцами, сохранившегося доныне.
Монастырь расцветает. Он владеет 2 000 гектарами земель, подворьем в Новгороде, пользуется рядом привилегий, освобождающих его от пошлин. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия, но позже возродился с новой силой. Более того, он даже обзавелся филиалами: «в 1679 году к обители был приписан Николаевский Понедельский монастырь, а в 1684 – Спасский Сяберский».
До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор (во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских) (1681—1683 годы, освящен в 1685 году митрополитом Новгородским Корнилием[9]), трапезная с церквами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694—1698 годы), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. В начале XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двухэтажный с кельями для братии и одноэтажный хозяйственный корпус. Первоначально монастырский ансамбль окружала деревянная ограда. В начале XIX века её заменила каменная.
По штатам 1764 года Николо-Вяжищский монастырь включили в число второклассных; все его земли были секуляризованы.
В 1920г. монастырь был закрыт, храмы и постройки использовались местным колхозом для хозяйственных нужд. На втором этаже трапезной палаты располагалась школа. В Никольском соборе богослужения продолжались еще около 15 лет. Настоятель монастыря архимандрит Серафим (Велицкий) в 1920 году был рукоположен в епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии.
Здания монастыря сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.
В 1989г. обитель была возвращена Церкви, 11 сентября совершена первая Литургия.
31 марта 1990 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером, +2008) был освящен нижний храм в честь свт. Евфимия. 19 мая 2000 г. малым чином освящен верхний Никольский собор. В 1995г. монастырь возведен в статус ставропигиального.
16 августа 1998 г. с первосвятительским визитом обитель посетил Патриарх Алексий.
В 2011г. обитель отметила свое 600-летие. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев в сослужении духовенства Новгородской и Московской епархий совершил Божественную литургию в Никольском соборе обители.
Особую красоту возведенному зданию храма придавали изразцы. Они стали применяться в Новгороде с XVI века, и ими часто были украшены многие сооружения города, построения или перестроения в XVII веке. Среди них: звонница Софийского собора, Преображенский собор Хутынского монастыря, сооружения Вяжищского монастыря.
До сих пор точно не известно где изготовлялись изразцы для Вяжищского монастыря. Некоторые исследователи считают, что, всего скорее всего, роскошная мозаика для Вяжищской обители под Новгородом была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре на Валдае. В ходе раскопок в Новгороде было найдено довольно много изразцов XVII века. Они представляли собой квадратные керамические плитки, имеющие рельефный рисунок, покрытый эмалью 5-ти цветов: синего, бирюзового, желтого, белого и коричневого.
В Вяжищском монастыре изразцы введены в декор крылец, также используются как вставки на галереях, в обрамлении окон и двери, применены в нишах стен, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.
Можно разделить изразцы того времени на 3 группы: печные (21,5х22,5), помещенные высоко в основании на крыльцах и галереях Никольского собора, средние (30,5х31,5) и большие (37,5х38), используемые специально для декора фасадов. Встречаются изразцы, представляющие собой плитки, соединенные под прямым углом, изразцы со средним углом, которые применялись при украшении оконных наличников.
Чаще всего на небольших изразцах изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог , двуглавый орел, крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д. Это многообразие сюжетов особенно заметно на церкви Иоанна Богослова. Причем нижний ярус ее свободен от изразцов, второй же ярус, наоборот, поражает обилием изразцовых украшений, подчеркивающих значимость верхнего этажа.
Можно также увидеть на многих изразцах изображения животных — они всегда в движении, часто одинаковы по окраске: фон бирюзовый, тело желтое, грива, хвост, копыта окрашены в белый, синий, коричневый цвета. Если мы присмотримся к изображениям единорога и льва, то увидим, например, что оба зверя похожи друг на друга. Отличие только в том, что единорог имеет рог и копыта, а у льва — длинный хвост с кисточкой.
Изразцы с изображением креста менее декоративны. Смысловое значение тех, которые применены как вставки на колокольне и на пилястрах между апсидами храма, подчеркивается подписями, Иисус Христос. Изразцы с крестами из нижнего фриза, на южном фасаде, потеряли религиозную окраску и имеют лишь декоративный вид. Кресты являются четырехконечными. Как правило, они синие, с желтыми или коричневыми концами на бирюзовом фоне.
Необходимо подчеркнуть, что архитектурные сооружения обители являются бесценным памятником культуры Новгородской земли. Монастырь славится необыкновенным разнообразием изразцов, украшающих здание храмового комплекса. В Николо-Вяжишском женском монастыре в настоящее время две действующие церкви: в честь Евфимия архиепископа Новгородского, чудотворца и собор в честь святого Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который был восстановлен и освящен 19 мая 2000 года. Два храма: в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с трапезной и храм Вознесения Господня в стадии реставрации.
Что можно еще сказать от себя — там нет туристов, Матушка, которая встретила нас в Нижней церкви собора была улыбчива и доброжелательна. Там спокойно — наверно, это один из тех монастырей, куда стоит заехать, чтобы не потерять веру.

[Всего голосов: 1 Средняя оценка: 5]